kampfflieger (kampfflieger) wrote,
kampfflieger
kampfflieger

Макаки

В одній тематичній групі виклали спогади макаки совєцкого авіатехніка, який працював з "Аерокобрами". Весь текст підтверджує нехитру думку, шо техніку русскім довіряти не можна.

Bell P-39 "Airacobra"

Из воспоминаний техника-моториста 153 ИАП Чашечкина Николая Ивановича:

"... Со штопором боролись, как могли, правда, победить его не сумели. У нас (в 153 ИАП) практиковали такой способ: брали канистру, резали пополам. Получались две формы. Мешали песок с оружейной смазкой, этой смесью обмазывали формы изнутри и потом заливали расплавленный свинец. Получались два свинцовых кирпича весом килограммов 15 каждый. Эти кирпичи размещались в носу самолета, под пулеметами, места хватало. На «Кобре» вообще места было везде достаточно.

Дальше самое интересное. Кирпичи прихватывали на болты. Потом летчик без боекомплекта делал пробный вылет. Потом говорил, как, нормально, или нет. Если нормально – мы сверлили отверстия в корпусе и уже прикручивали намертво. Если не понравилось – перемещали грузы еще. Ну и что, что дырки? Дырки заваривали потом, делов-то.

Затем грузили боекомплект, откатывали триммеры и летчик еще раз взлетал. Ну и уже в полете сам смотрел, что и как. Не бог весть что, но помогали эти кирпичи, лучше, чем ничего. Просто если на «Кобре» весь БК расстрелять, она очень плохо управлялась. Крыльевые пулеметы сразу снимали. От английских толку вообще не было никакого, только лишний вес. Так что все у нас воевали с пушкой и двумя крупнокалиберными. А из пулеметов мы потом зенитки делали. Рамы варили и ставили попарно. Сбить при налете, может, и не собьешь, но отпугнуть можно. А бывали случаи, что технари сбивали. Машина легче становилась. Легче – это маневр, это дольше в воздухе можно пробыть.

Смазку американскую сразу удаляли. Не для наших морозов. Пушку, пулеметы, редуктор, шасси – все вымывали добела и нашу ставили.

Масло… Да, «Аллисон» очень к маслу был требовательный. Чуть опоздал со сменой – сразу стружку гнать начинал. Постоянный контроль нужен был. И нас, кстати, к культурке приучил американец. На наших как? Машину подогнал, хоть ведром черпай да заливай. Здесь такое не проходило. Научились на своем опыте. Добывали полотно как могли, сперва через него прогонишь, да в чистую емкость, а уж потом в двигатель льешь. Это уже в 44-м году спецмашины пошли, с фильтрами да рукавами.

Был еще у нас секрет один. Вот говоришь, что для англичан не пошел самолет. Англичанин – он джентльмен, по правилам воевал. А у нас какие правила? «А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!». Вот и все правила. Не выхаживали «Аллисоны» положенный ресурс? А как ему выходить, когда нам не на прогулку летать надо было, а воевать и бить врага? Мы, когда поняли, где что в моторе, так ограничители того… Конечно, если не больше 2200 оборотов давать, то он, может, все 200 часов и выдал бы. Кто б только ему такую возможность дал. 2500, дорогой, 2500. Да, бензин почти всегда американский был, высокооктановый. Маслице хорошее, да еще и чистое, да подогретое. Фильтры мытые-чищенные. Но если в бой, да так, чтобы наравне с «фоками» и «мессами» - будь добр, 2500 оборотов. Да форсаж, не по инструкции, а когда надо летуну. Ну и выкидывали все лишнее с самолета. До полтонны можно было долой без вреда.

Понятно, что 80-90 часов – и мотор в утиль. А мы что? Мы морды вениками и к зампотеху. Списывай, дескать, мотор, негоден. Плохой какой-то попался. Пиши докладную. Если кто хочет, пускай освидетельствует. А ограничители, понятное дело, как надо стоят. С теми же пломбочками заводскими. Нам воевать надо было, а не моторесурс вырабатывать, так вот. И летчику надо было в бою все взять от машины, чтобы врага в землю воткнуть. А остальное – мелочи.

Я уже в 22-м ЗАПе служил, после госпиталя, так американцы часто приезжали. Вежливые, дотошные. Они реально пытались понять, почему такие проблемы с самолетом. Но как со штопором ничего умного не придумали, так и с моторами тоже. А одно не смогли – кто ж поверит, что в другом что не так?

За хвостами смотреть внимательно приходилось. Постоянно. Чуть где пошла кривизна – стоп, на переборку. Слабые хвосты были. Очень слабые. Мы что могли, то делали. Крепили. Летчики летали. Врага били. «Кобра» для техника удобный самолет. Ко всему подойти можно без проблем. Пока я с мотором посередине ковыряюсь, оружейники пушку с пулеметами в носу заряжают. А приборист, если надо, в кабине сидит, помочь может ручки перезарядки подергать. Удобно. Летать сложнее было. Но лучше, чем на других. «Птеродактиль» («Харрикейн») это для всех тоска была смертная. А «Кобра» - ничего, хороший самолет. Удобный. Сильный. Просто его надо было научить по-нашему летать и воевать. Думаю, научили".
Tags: авіація, друга світова, совок
Subscribe

  • Фронтові сто грам

    Согласно советским данным, за время войны из США было получено свыше 340 тысяч тонн этилового спирта, массовые поставки которого американцы начали с…

  • А гляньте який партизанен

    Кажуть якийсь Дмітрієв, 1942 рік. Любитель екзотики цей Дмітрієв.

  • Все як я люблю

    Но все же ЛаГГ-3 часто служил предметом нареканий как со стороны летчиков так и техников. Но не всегда нарекания на самолет были "заслугой"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Фронтові сто грам

    Согласно советским данным, за время войны из США было получено свыше 340 тысяч тонн этилового спирта, массовые поставки которого американцы начали с…

  • А гляньте який партизанен

    Кажуть якийсь Дмітрієв, 1942 рік. Любитель екзотики цей Дмітрієв.

  • Все як я люблю

    Но все же ЛаГГ-3 часто служил предметом нареканий как со стороны летчиков так и техников. Но не всегда нарекания на самолет были "заслугой"…